Реорганизация юридического лица

В общепринятом понимании реорганизация юридического лица представляет собой один из способов создания новых и ликвидации действующих организаций. Правовую основу этой весьма интересной процедуры составляет Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации. Данная статья посвящена общим вопросам реорганизации юридического лица.

 

Реорганизация компании предполагает подготовку пакета документов, необходимых для регистрации и утверждения законности данного акта. Каждая из форм реорганизации является непростой и требует от организации предварительного изучения всех нормативных документов, которыми придется руководствоваться в ходе ее проведения.

Процесс реорганизации юридического лица регулируется действующим законодательством Российской Федерации и учредительными документами самой компании.

Согласно статье 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) основными формами реорганизации юридических лиц являются слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.

 

Для справки: напоминаем, что с 01.09.2014 г. общая процедура реорганизации юридических лиц, установленная ГК РФ, «подправлена» Федеральным законом от 05.05.2014 г. N 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 99-ФЗ).

В иных нормативных документах, так или иначе имеющих отношение к реорганизации, в том числе в специальных законах, регулирующих деятельность юридических лиц определенного вида, новые правила реорганизации пока не учтены, но на основании пункта 4 статьи 3 Закона N 99-ФЗ их положения применяются в части, не противоречащей гражданскому праву.

 

При этом ГК РФ не запрещает проводить и смешанную реорганизацию (реорганизацию с одновременным сочетанием перечисленных форм), а также реорганизацию с участием двух и более организаций, в том числе разных организационно-правовых форм. Однако в последнем случае возможность такого преобразования должна быть предусмотрена самим ГК РФ или другим законом.

При этом ГК РФ уточняет, что иные ограничения реорганизации юридических лиц могут быть установлены законом.

Особенности реорганизации кредитных, страховых, клиринговых организаций, специализированных финансовых обществ, специализированных обществ проектного финансирования, профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, негосударственных пенсионных фондов и иных некредитных финансовых организаций, акционерных обществ работников (народных предприятий) определяются законами, регулирующими деятельность таких организаций.

Обычно реорганизация носит добровольный характер, решение о проведении которой принимают сами собственники компании или орган, уполномоченный на то учредительным документом организации.

Вместе с тем, при определенных обстоятельствах реорганизация может проводиться и в принудительном порядке — по решению уполномоченных государственных органов или суда.

В частности, на основании статьи 38 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон N 135-ФЗ), в случае систематического осуществления монополистической деятельности, занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. При этом созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

 

Для справки: в отношении финансовой организации, поднадзорной Центральному банку Российской Федерации (далее — ЦБ РФ) иск антимонопольной службы перед подачей в суд согласовывается с ЦБ РФ.

 

Решение суда о принудительном разделении (выделении) принимается в целях развития конкуренции, подлежит исполнению в указанный в нем срок, который не может быть менее чем шесть месяцев, на что указывает пункт 3 статьи 38 Закона N 135-ФЗ.

 

Пунктом 2 статьи 57 ГК РФ установлено, что если учредители (участники) юридического лица, уполномоченный ими орган или орган юридического лица, уполномоченный на реорганизацию его учредительным документом, не осуществят реорганизацию юридического лица в срок, определенный в решении уполномоченного государственного органа, суд по иску указанного государственного органа назначает в установленном законом порядке арбитражного управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить его реорганизацию. С этого момента полномочия по управлению делами организации переходят к арбитражному управляющему. Арбитражный управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет передаточный акт и передает его на рассмотрение суда вместе с учредительными документами юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации. Решение суда об утверждении указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц.

 

При формах реорганизации, направленных на укрупнение (слияние, присоединение), а также в случае преобразования реорганизация возможна только при наличии согласия антимонопольной службы, что вытекает из пункта 3 статьи 57 ГК РФ.

Так, например, согласно пункту 1 статьи 27 Закона N 135-ФЗ на реорганизацию коммерческих фирм в форме слияния придется получать согласие Федеральной антимонопольной службы:

 

В соответствии с пунктом 6 статьи 32 Закона N 135-ФЗ ходатайство о даче согласия на слияние коммерческих организаций, присоединение к коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, слияние некоммерческих организаций, присоединение к некоммерческой организации одной или нескольких некоммерческих организаций, создание коммерческой организации либо уведомление о таком создании подписывается заявителем и иными участвующими в таких слиянии, присоединении или создании лицами, а уведомление о таких слиянии или присоединении подписывается только заявителем.

В течение тридцати дней от даты получения данного ходатайства антимонопольный орган обязан его рассмотреть и сообщить в письменной форме заявителю о принятом решении, с указанием мотивов его принятия. Указанный срок может быть продлен в связи с необходимостью дополнительного рассмотрения ходатайства, получения дополнительной информации для принятия решения, при условии, что заявленное в ходатайстве действие может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения лица (группы лиц). Максимальный срок продления составляет два месяца. В случае принятия такого решения антимонопольный орган на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещает сведения о действии, заявленном в ходатайстве о даче согласия на его осуществление. Заинтересованные лица при этом вправе представить в антимонопольный орган сведения о влиянии на состояние конкуренции такого действия.

Антимонопольный орган отклоняет ходатайство, если при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения, является недостоверной, а равно, если удовлетворение ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или хозяйствующих субъектов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона N 135-ФЗ коммерческая организация, созданная без получения предварительного согласия антимонопольного органа, в том числе в результате слияния или присоединения коммерческих организаций, ликвидируется либо реорганизуется в форме выделения или разделения в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Антимонопольный орган обращается с такими исками только в случае, если ее создание привело или может привести к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения.

 

Реорганизация юридического лица сопровождается правопреемством, то есть переходом прав и обязанностей реорганизуемой компании к фирме-правопреемнику. Причем обычно правопреемником является новое юридическое лицо (одно или несколько), «наследующее» в зависимости от формы реорганизации полностью или частично объем прав и обязательств «старой» организации.

Согласно статье 58 ГК РФ такими правопреемниками при реорганизации выступают:

 

Обратите внимание!

В случае присоединения правопреемником является действующая (присоединяющая) компания, которая по завершению реорганизации по сравнению с прежним обладает большим объемом прав и обязанностей.

В общем случае организация считается реорганизованной с момента государственной регистрации компаний, созданных в результате реорганизации. Исключение установлено только для реорганизации в форме присоединения — присоединяющая к себе компания считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного к ней юридического лица. На это указывает пункт 4 статьи 57 ГК РФ.

При этом государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц — первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации.

Напомним, что в силу статьи 60.1 ГК РФ решение о реорганизации юридического лица может быть признано недействительным по требованию участников реорганизуемого юридического лица, а также иных лиц, не являющихся участниками юридического лица, но обладающим данным правом в силу закона.

Указанное требование может быть предъявлено в суд не позднее чем в течение трех месяцев после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации, если иной срок не установлен законом.

 

Государственная регистрация юридических лиц, созданных в результате реорганизации, а также внесение в ЕГРЮЛ иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц осуществляется в порядке, установленном главой 5 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ).

Документом, подтверждающим факт внесения записи в ЕГРЮЛ о создании нового юридического лица, созданного при реорганизации, является свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р50007 «Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц», на что указывает абзац 2 пункта 1 Приказа ФНС России от 12.09.2016 г. N ММВ-7-14/481@ «Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, признании утратившими силу отдельных приказов и отдельных положений приказов Федеральной налоговой службы».

Согласно статье 13.1 Закона N 129-ФЗ организация в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ее реорганизации обязана в письменной форме сообщить в регистрирующий орган (сегодня данные функции исполняет налоговая служба) о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.

Для справки: форма уведомления о начале процедуры реорганизации (форма Р12003) утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Приказ ФНС РФ от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@).

 

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

После чего реорганизуемая компания дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

 

Для справки: в силу Приказа ФНС России от 16.06.2006 г. N САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» сегодня таким средством массовой информации является журнал «Вестник государственной регистрации».

 

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации публикуются от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом или продолжающем деятельность в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.

 

Реорганизуемая компания в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления о начале процедуры реорганизации в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в письменной форме уведомляет известных ей кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено федеральными законами (об уведомлении кредиторов смотрите подробнее статью 60 ГК РФ).

 

Статья 14 Закона N 129-ФЗ закрепляет, что при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме N Р12001, утвержденной Приказом ФНС РФ от 25.01.2012 г. N ММВ-7-6/25@.

В нем подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц (в случае, если юридическое лицо действует на основании устава, утвержденного его учредителями (участниками), или учредительного договора):

— соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы;

— что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны;

— что передаточный акт содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов (об этом подробнее смотрите статьи 58 и 59 ГК РФ);

— что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления (смотрите подробнее статью 27 Закона N 135-ФЗ).

 

2) учредительный документ юридического лица за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, предусмотренного подпунктом «е» пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ, в двух экземплярах;

 

3) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами (смотрите, например, статью 52 Федерального закона от 08.02.1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; статью 16 Федерального закона от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»);

 

4) передаточный акт;

 

Напоминаем, что с 01.09.2014 г. документом о правопреемстве в силу ГК РФ выступает исключительно передаточный акт. Причем непредставление его в регистрирующий орган, равно как и отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, на что прямо указано в пункте 2 статьи 59 ГК РФ.

Как сказано в Письме Минфина России от 16.03.2017 г. N 03-12-13/15167, передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (пункт 1 статьи 59 ГК РФ).

При этом в случае, если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству (пункт 5 статьи 60 ГК РФ).

 

5) документ об уплате государственной пошлины, размеры которой установлены статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации;

 

6) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР) сведений в соответствии с подпунктами 18 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30.04.2008 г. N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Если данный документ не представлен заявителем, то на основании межведомственного запроса регистрирующего органа его предоставит соответствующий территориальный орган ПФР в соответствии с Правилами представления в регистрирующий орган иными государственными органами сведений в электронной форме, необходимых для осуществления государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также для ведения единых государственных реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. N 1092.

 

7) документ, подтверждающий присвоение выпуску или выпускам акций государственного регистрационного номера или идентификационного номера, в случае, если юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации, является акционерное общество. Требования к форме указанного документа утверждены Приказом ФСФР России от 09.07.2013 г. N 13-57/пз-н «Об утверждении Требований к форме документа, подтверждающего присвоение выпуску акций, подлежащих размещению при реорганизации, государственного регистрационного номера или идентификационного номера в случае, если юридическим лицом, создаваемым путем реорганизации, является акционерное общество»;

 

8) документ, подтверждающий внесение изменений в решение о выпуске облигаций или иных (за исключением акций) эмиссионных ценных бумаг в части замены эмитента, в случае, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент указанных эмиссионных ценных бумаг и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации в форме выделения обязательства по эмиссионным ценным бумагам передаются юридическому лицу, создаваемому путем такого выделения. Требования к форме указанного документа установлены Приказом ФСФР России от 09.07.2013 г. N 13-56/пз-н «Об утверждении Требований к форме документа, подтверждающего внесение изменений в решение о выпуске облигаций в части замены эмитента в случае, если реорганизуемым юридическим лицом является эмитент облигаций и в результате реорганизации его деятельность прекращается или в результате его реорганизации в форме выделения обязательства по облигациям передаются юридическому лицу, создаваемому путем такого выделения».

 

Данный список является исчерпывающим, тем самым закон предоставляет дополнительные гарантии и защиту юридическим лицам для целей данной процедуры. Регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других дополнительных документов, помимо тех, которые предусмотрены в данном перечне. Аналогичного подхода придерживаются и суды, на что указывает, например, Постановление ФАС Уральского округа от 18.01.2007 г. N Ф09-11999/06-С4 по делу N А47-2892/2005.

 

В соответствии со статьей 15 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица.

В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации, а также государственная регистрация прекращения в результате реорганизации деятельности юридических лиц осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения реорганизуемого юридического лица, направившего в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации.

 

Для справки: порядок взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц утвержден Приказом ФНС России от 28.01.2013 г. N ММВ-7-6/43@ «Об утверждении Порядка взаимодействия регистрирующих органов по месту нахождения реорганизуемых и создаваемых в результате реорганизации юридических лиц».

 

Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется по общим правилам, установленным для регистрации.

В силу статей 15 и 8 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

Завершение государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации юридического лица, регламентировано статьей 16 Закона N 129-ФЗ.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме разделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

Реорганизация юридического лица в форме выделения с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

Реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

Декларационная кампания - 2019



Заполним декларацию 3-НДФЛ


Уважаемые клиенты, рады представить Вашему вниманию услугу по заполнению декларации о доходах 3-НДФЛ, а так же имущественный, социальный и другие вычеты.

Подробнее...